НА ЗАМЕТКУ: Неоклассицизм


Русское неоклассическое возрождение — тенденция в русской культуре, наиболее выраженная в архитектуре, которая на короткое время заменила эклектику и модерн как ведущий архитектурный стиль между революцией 1905 года и началом Первой мировой войны, сосуществовавший с Серебряным веком русской поэзии. Он характеризуется слиянием новых технологий (стальной каркас и железобетон) с умеренным применением классических ордеров и наследием стиля русского ампира первой четверти XIX века.


Школа неоклассического возрождения была наиболее активной в Санкт-Петербурге и менее активной в Москве и других городах. Стиль был распространенным выбором для роскошных загородных усадеб, а также для многоквартирных домов высшего класса и офисных зданий. Однако его практически не было в церковной и правительственной архитектуре. Архитекторы-неоклассики, родившиеся в 1870-х годах, достигшие пика своей активности в 1905–1914 годах (Иван Фомин, Владимир Щуко, Иван Жолтовский), впоследствии стали ведущими фигурами в сталинской архитектуре 1930-х годов и сформировали советскую систему архитектурного образования.

Неоклассицизм в архитектуре
Разночтение терминов: Классицизм и неоклассицизм
В странах Западной Европы и в России исторически сложились различные коннотации в употреблении этих терминов. Русское искусство по причине внутренних и внешних геополитических условий не прошло эпохи Возрождения в том качестве, которое пережили художники Запада (гуманистическая направленность и персонализация творчества, самоопределение и формирование светских жанров в изобразительном искусстве). Поэтому в Италии уже в начале XVI в. благодаря творчеству Д. Браманте и Рафаэля Санти складывается так называемый римский классицизм. Во Франции во второй половине XVII века, в эпоху Короля-Солнце Людовика XIV сформировался "Большой стиль" (Grand Maniere), или стиль Людовика XIV (Louis XIV), — уникальное соединение элементов классицизма и барокко. Поэтому во второй половине XVIII века, после стиля французского Регентства и рококо, наступает "вторая волна классицизма", именуемая стилем Людовика XVI (Louis XVI), или неоклассицизмом (во французской историографии многие авторы разделяют эти понятия: стилем короля Людовика считают стиль исключительно придворного искусства, а понятие неоклассицизма — более широким). В России (как и в Германии) классицистические тенденции утверждались в искусстве много позднее, впервые с середины XVIII столетия, соответственно этот периода называют просто периодом классицизма.


Неоклассицизмом в России и в Германии именуют ретроспективный стиль начала XX века, «отличавшийся от „старого доброго“ русского классицизма главным образом тем, что эстетическим образцом и предметом стилизаций являлся не обобщенный образ прекрасной античной и ренессансной архитектуры, как было ранее в Италии и во Франции, а конкретные образцы, которые, благодаря успехам научного изучения древности, стали различать по иконографическим источникам и стилям. Отсюда различные наименования отдельных стилевых течений: неогрек, помпейский, этрусский, италийский стили. В истории отечественного искусствознания известны попытки упростить интерпретацию этого многостороннего процесса, сводя его лишь к новациям в материалах и технологиях. Такой вульгаризацией является концепция А.Л. Пунина и формулировки, встречающиеся в некоторых устаревших словарях.

Аналоги западноевропейского неоклассицизма — американский ренессанс и колониальное возрождение в США (1876—1914).

Кризис искусства периода модерна
В конце XIX века сформировался новый архитектурный стиль, в России неточно названный «стилем модерн». Но ограниченные возможности декоративного течения в искусстве модерна (стиль ар нуво) не могли разрешить назревшую потребность в создании большого монументального стиля. Неоклассицизм появился в начале века как антитеза декоративной избыточности модерна. Общий кризис искусства накануне мировой войны стимулировали поиски опоры на классику, ордерную систему, стремление к гармонии классической композиции и пропорций. Поэтому одновременно с новаторскими тенденциями в архитектуре начала XX в. набирали силу ретроспективные течения. Жажда новизны быстро сменилась грезами о прошлом. Очередное открытие ценностей классицистического зодчества ускорило разочарование в архитектурных новациях. Эти потребности нашли выражение в двух различных течениях: антикизирующем интернациональном неоклассицизме и национальном романтизме неорусского стиля. После 1910 г. эти течения стали доминировать в качестве внутристилевых в отношении культуры модерна. Для неоклассической архитектуры характерны формальные "носители стиля": листья аканта, раковины, маскароны, вазоны на парапете кровли, гирлянды с букраниями, античные фигуры.

Новый взгляд на архитектуру старого Петербурга


«Дом Антоновой» Большой проспект Петроградской стороны, 74. 1912—1913, неоклассицизм, арх. В. В. Шауб.

Ещё в начале 1900-х гг. художник и критик Александр Бенуа, критикуя ненавистный "мирискусникам" "стиль модерн", одним из первых заговорил о неповторимой красоте старого Петербурга. Его статьи словно открыли глаза современникам, сумевшим по достоинству оценить преданное было забвению классицистическое наследие. С этого момента начал своё восхождение петербургский неоклассицизм. Художник и критик Г. К. Лукомский назвал неоклассическое течение в архитектуре Санкт-Петербурга "пассеизмом, петербургской темой и тенденцией ретроспективного просветления". А. Н. Бенуа, И. А. Фомин, В. Я. Курбатов использовали определение "петербургское возрождение". Не только модерн, но и "растреллиевский стиль", и даже петербургский ампир К. Росси и В. П. Стасова вызывали негативнные ассоциации, поскольку, по мнению художников Мира искусства, олицетворяли "казенный Николаевский Петербург".

Новое движение охватило обе российские столицы, а затем и российскую провинцию. Русский неоклассицизм имел близкие параллели в европейской архитектуре того времени. И всё же это явление в основном было специфически петербургским. Сторонники его исходили из собственных традиций, апеллируя к «золотому веку» зодчества невской столицы. В отличие от модерна и большинства неостилей XIX в., это было возвращение к истокам. Поэтому к "петербургскому возрождению" весьма своеобразно относили не только неоклассицизм, но и архитектурный стиль основателя города - петровское барокко, поскольку архитектура эпохи Петра Великого олицетворяла историческую причастность города к общеевропейской классической культуре.

Архитекторы-ретроспективисты Санкт-Петербурга


«Дом с башнями» на площади Льва Толстого в Санкт-Петербурге (Каменноостровский проспект, 35 / Большой проспект Петроградской стороны, 75): 1913—1915, ретроспективизм, арх. К. И. Розенштейн и А. Е. Белогруд.

 Ретроспективное направление основано на эстетике русского классицизма и ампира, отчасти на аллюзиях стиля барокко. Архитекторы ретроспективного течения русского неоклассицизма ориентировались на конкретный контекст уже сложившихся классицистических ансамблей (постройки В. Ф. Свиньина и Е. С. Воротилова в контексте парадных ансамблей К. Росси). Юбилейные торжества к 200-летию Санкт-Петербурга пробудили общий интерес к его ранней истории и способствовали появлению течения "петербургского возрождения", в основу которого положили архитектурный стиль петровского барокко (А. И. Дмитриев, Л. А. Ильин, Н. Е. Лансере). Лидером другого ретроспективного течения — антикизирующего неоклассицизма стал И. А. Фомин, знаток и поклонник древнегреческой архитектуры. На втором этапе развития ретроспективного направления архитекторы стали обращаться не непосредственно к античности, а к источникам позднего русского классицизма XIX в. — итальянскому ренессансу, и в особенности, к палладианству. Ведущими представителями неоренессансного течения в ретроспективизме были архитекторы В. А. Щуко, А. Е. Белогруд, М. М. Перетяткович, М. С. Лялевич.

Во многих случаях, исключая постройки Фомина и Щуко, ретроспективизм сопровождался эклектичностью. Даже в ситуации, когда архитекторы-ретроспективисты стремились к точному воссозданию исторического прототипа, их композиции вынужденно включали современные функционально-планировочные структуры, новые технологии и материалы, и приобретали оттенок модернизации. Одними из первых на путь модернизированной неоклассики вступили Ф. И. Лидваль (создатель петербургской разновидности северного модерна), А. И. фон Гоген и Р. Ф. Мельцер. Характерным примером модернизированной неоклассики и упрощения классицистических форм стало здание Германского посольства, построенное на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту немецкого архитектора Петера Беренса (1911-1913). Его считают первым образцом архитектуры раннего конструктивизма на территории России.

В общем контексте ретроспективизма актуальными для Санкт-Петербурга оказались все течения неоклассики, включая неоренессанс и необарокко. И, напротив, маловостребованным — национальное направление (неорусский стиль), как не соответствующее историческому контексту города. Поэтому неорусский стиль нашел применение главным образом в отдельных церковных постройках В. А. Покровского, С. С. Кричинского, А. П. Аплаксина. В границах этого течения, в поисках монументальной простоты архитекторы обратились к ранним памятникам Новгорода и Пскова. Однако и в этих сооружениях заметны элементы стилизации в духе модерна.

Идейные и эстетические амбиции архитекторов неоклассицизма

Архитекторы-неоклассики ставили перед собой сложнейшую масштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность столицы, продолжить её развитие на уровне новейших строительных достижений, но в контексте национальных художественных традиций. Ранее нечто подобное пытался осуществить К. Росси, но его градостроительные идеи были скованы прагматическими обстоятельствами и эстетическими границами ампирного стиля. Возможности новой эпохи содействовали развитию градостроительных идей. Свидетельство тому - грандиозный план жилого района «Новый Петербург» на острове Голодай (И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль) и конкурсные проекты монументального ансамбля общественных зданий на Тучковом буяне (И. А. Фомин, О. Р. Мунц, М. Х. Дубинский, С. С. Серафимов). «Проект преобразования С.-Петербурга» Ф. Е. Енакиева и Л. Н. Бенуа, сравнимый разве что с генеральным планом основателя города, предусматривал всестороннюю реконструкцию Санкт-Петербурга и его инфраструктуры, прокладку новых улиц и создание новых площадей. Осуществлению этих предложений помешала Первая мировая война.


Здание управления Свердловской железной дороги (1925—1928) — редкий пример неоклассицизма 1920-х годов

В начале XX века почти полностью были реконструированы Петроградская сторона, многие кварталы на Васильевском острове и в левобережных районах города. Образцовой улицей для того времени стал Каменноостровский проспект — «экспозиция» лучших произведений северного модерна и неоклассицизма. На Невском проспекте и в прилегающих кварталах окончательно сформировался район «Петербургского сити». Город обретал новые черты столичной импозантности и европейского лоска. Но революционные потрясения трагически преломили его судьбу.

Неоклассицизм — первое в истории петербургской архитектуры крупное неостилевое течение, основанное на собственном наследии — продолжал развиваться и после 1917 года в совершенно иных условиях вплоть до середины 1920-х годов, когда ненадолго уступил место конструктивизму. В целом конструктивизм, в отличие от Москвы 1920-х годов, для Северной Пальмиры оказался неорганичным. Уроки неоклассики начала ХХ столетия стали плодотворными и перспективными не только для советской традиционалистской архитектуры 1930—1950-х годов. Они снова обрели актуальность в постмодернистской архитектуре второй половины ХХ века и в "новом классицизме" начала XXI столетия.

Неоклассицизм в изобразительном искусстве


Юность (Голос любви), Вильям Бугро, 1893. Пример французский псевдоклассической салонной живописи

Идеи неоклассицизма предвосхищали английские художники-прерафаэлиты еще в середине XIX века. Однако это течение в западноевропейской живописи сложилось только к концу 1870-х годов в Германии. «Неоидеалисты» (А. Фейербах, художники "Римского кружка": Х. фон Маре, А. фон Гильдебранд) стремились возродить монументальность и пластичную чёткость классического искусства, обращаясь к примерам из античности. Наибольшее распространение неоклассицизм получил в конце XIX — начале XX веков, явившись одной из разновидностей реакции на эферность художественной формы в импрессионизме. Неоклассицизм сочетал в общем русле позднеакадемические тенденции, в той или иной степени программное следование принципам античного искусства (в основном периода архаики), реже — искусства итальянского Возрождения (в основном раннего) и классицизма, наконец, соприкосновение (порой очень близкое) со стилистикой модерна.


С подлинным неоклассицизмом иногда ошибочно отождествляют художников салонного искусства, главным образом французской академической школы, также обращавшимся к модным во второй половине и в конце XIX в. античным темам и образам: В.-А Бугро, Т. Кутюра, А. Фальгьера, Ж.-Л. Жерома, А. Кабанеля, С. В. Бакаловича, Г. И. Семирадского. Даже творчество такого выдающегося мастера, как Ж.-О.-Д. Энгр, колеблется между неоклассикой и салоном. Критериями в данном случае являются не темы и сюжеты, а творческий метод и эстетический вкус.
Источник: Свободная Энциклопедия Wikipedia


Стиль Неоклассицизм в интерьере. 

 Стиль неоклассика в интерьере это универсальное сочетание респектабельности, благородства, возвышенной утонченности и прагматичности с современными материалами и актуальными дизайнерскими идеями. Этот стиль являет собой интерпретацию классических традиций в оформлении жилого пространства, на современный лад. Сохраняя в себе присущую классике аристократичность и благородство, этот стиль придется по вкусу консерваторам с гибким подходом к возможностям оформления своего жилища. Стиль Неоклассика в интерьере  


Именно благодаря способности впитывать актуальные идеи дизайна и адаптироваться под современные материалы, неоклассика в интерьере становится все более популярной не только среди дизайнеров, но и среди любителей, владельцев домов и квартир, желающих оформить свое жильё самостоятельно, вдохновившись интересными дизайн-проектами. 

Ниже рассмотрим основные принципы оформления интерьера в стиле неоклассика. 

Концептуальные особенности стиля Богатое убранство. Неоклассицизм в интерьере любой комнаты, всегда выглядит опрятно и дорого, его украшают изящные аксессуары, красивая мебель, качественные материалы и декор. Природная цветовая гамма. Стилю свойственна натуральная палитра, гармоничные сочетания и отсутствие ярких, контрастных акцентов. Просторная и лаконичная обстановка. Оформляя интерьер следует стремиться к созданию просторной, симметричной, строгой, но при этом комфортабельной обстановки. Симметрия и упорядоченность. Это правило затрагивает и мебель, и декоративные элементы, симметрия и правильные пропорции — важный стилистический аспект. Природные мотивы. Почти всегда в неоклассическом интерьере присутствует ненавязчивый растительный узор или орнамент. Он встречается в текстильном оформлении, на шторах, коврах, обивке мебели, а также в декоре; разбавляя собой присущую стилю строгость. Материалы и отделка Для оформления интерьера в стиле неоклассика требуются качественные отделочные материалы. При отделке стен используются: штукатурка, декоративные панели из дерева или стеклянные (зеркальные), обои с ненавязчивым узором, в полоску или с растительным орнаментом. При отделке можно использовать как классические способы и материалы, так и современные, трендовые. Главное, чтобы результат был безупречен, соответствовал стилю и гармонично вписывался в общее оформление. Потолки могут быть белёные, натяжные, кессонные, ровные или многоуровневые. Стыки между стенами и потолком часто обрамляют гипсовыми или деревянными резными карнизами. Для оформления пола используются: керамическая плитка, паркетная доска, паркет (ламинат, как эконом вариант) или наливные полы (монотонные, «под мрамор» или с ненавязчивым узором). 


В цветовом оформлении интерьера чаще всего применяется нюансная композиция. Светлый потолок, стены чуть темнее и на полу самое темное покрытие. Базовыми цветами выступают: белый, серый и его оттенки, бежевый, жемчужный, песочный, кремовый, ненасыщенный зеленый, голубой, коричневый. А также в качестве дополнительных цветов, в декоре, аксессуарах, обивке мебели и текстильном оформлении используются: ненасыщенный синий и индиго, приглушенный бордовый, бирюзовый, золотистый, бронзовый, черный. 

Стиль Неоклассика в интерьере: мебель Стилевая мебель может быть роскошной, пышной, креативной, украшена резьбой или наоборот, комфортабельной и функциональной, без излишеств, а может быть и сдержанной, практичной, а-ля минимализм. Все зависит от предпочтений и бюджета хозяина. Среди предметов мебели в неоклассике можно увидеть весь стандартный комплект мягкой мебели, диваны, кресла, а также оригинальные журнальные столики, стулья с овальными мягкими сиденками и спинками, декорированные резьбой столы, комоды, тумбы, шкафы-витрины со стеклянными или витражными вставками, секретеры, консоли, канапе, банкетки, кушетки и оттоманки капитоне. Что из этого включить в свой интерьер решать вам, но любой из этих предметов может стать прекрасным дополнением мебельного оснащения комнаты. Смотрим на примерах: Помните, что перегружать интерьер предметами мебели и декором не стоит, свободного пространства должно быть достаточно — ведь это одна из основных концепций стиля. Освещение Часто, потолок общих комнат: гостиной, холла, столовой, украшает центральная люстра. Сложная многоярусная конструкция, украшенная подвесными хрустальными каплями, стразами, металлическими вставками — служит одним из ключевых элементов комнаты. Систему освещения также дополняют встроенные потолочные и настенные светильники, бра, а также напольные торшеры и настольные лампы с абажурами классической формы. Комбинированное и грамотно организованное освещение создаст уютную и теплую атмосферу с нотами благородства и грации. Текстиль Большое внимание уделяется и текстильному оформлению. Избыточность здесь неуместна, а потому каждый элемент подбирается с особой тщательностью. Шторы прямолинейные, легкие, ниспадающие большими складками до самого пола. Основное требование, ткани для штор должны гармонично сочетаться с общим цветовым оформлением. Лучше предпочесть качественные дорогие ткани, которые красиво ложатся, образуя ровные поверхности, например: атлас, бархат, тафта, плотный шелк. Использование ламбрекенов, бахромы и подхватов с кистями – придаст дополнительную выразительность помещению. Красоту штор дополнят карнизы с живописной резьбой. Ковровые напольные покрытия также подбираются в соответствии с общей цветовой палитрой. Они могут быть однотонными, но чаще всего выбираются классические варианты, выдержанные в светлой, бежевой гамме, с роскошным геометричным рисунком или растительным орнаментом. Декор и детали Роскошь интерьера подчеркнет камин, оформленный в духе лучших классических традиций, с позолоченными и бронзовыми элементами или украшенный королевскими орнаментами. Если нет возможности установить настоящий камин, можно обойтись декоративным (камин в квартире, виды и варианты). Оригинальным украшением основных комнат также могут стать колонны и полуколонны. Двери можно заменить арками или полуарками. Зеркала в роскошных рамах, настенные или напольные, подойдут для украшения любой комнаты в неоклассическом стиле. Особую эстетику и уют помещениям придают натуральные цветы и растения в изящных хрустальных вазах. Картины в резных рамах, элегантные подсвечники, канделябры, кубки в античном стиле, часы в стиле ретро украшенные кованными элементами, статуэтки и гипсовые (мраморные) бюсты — добавят уникальности и аристократичности интерьеру. 









Стиль неоклассика в интерьере — это современное воплощение классических традиций. Сохраняя благородство и утонченность, это направление дизайна позволяет использовать современные материалы адаптируя классику под перманентно меняющиеся реалии.


#неоклассика #Неоклассицизм #интерьер #искусство #дизайн #стиль #история #архитектура #объяснение #рассказ #оформление #здания #живопись #мебель #оформление #квартиры #дома #информация

Комментариев нет:

Отправить комментарий

ТОП 10 - ПОПУЛЯРНОСТИ